Главная страница
"Введение в мировые информационные ресурсы"

Деятельность по обеспечению процесса информацией называется информационным обеспечением (ИО). ИО плановой экономики кардинально отличается от ИО рыночной экономики. В условиях плановой экономики информация (И) собиралась, централизовано, в каждой отрасли или ведомости в рамках отраслевой автоматизированной системы (с) управления функционировала информационная служба, в полном объеме удовлетворяющая потребностям планирования и управления. Также существовала с. отраслевых институтов, технико-экономических исследований И, в которых также накапливалась информация, необходимая для управления отраслями.

В союзных министерствах и ведомостях, таких как Госплан, Госснаб и т.д. формировали крупные вычислительные центры, в которых собиралась, хранилась и обрабатывалась И, необходимая для решения задач. Отраслевые и союзные плановые органы устанавливали для каждого предприятия, что оно должно выпускать, каким требованиям должна соответствовать продукция, кто будет поставлять ресурсы, какая будет заработная плата у работников и т.д.

Целью предприятия в условиях плановой экономики являлось выполнение плана при директивно заданных ограничениях. Достижение цели осуществлялось за счет эффективности производства, и поэтому руководитель должен быть и технологом. Для ИО предприятия создавались базы данных (БД), в которых содержалась И, называемая внутренней и отражавшая процессы, происходящие внутри предприятия.

Вхождение РФ в мировое экономическое пространство определило переход от плановой экономики к рыночной. В настоящее время каждое российское предприятие самостоятельно строит свой бизнес-план (количество предприятий, находящихся в частной собственности, по данным Госкомстата, на 2002 год составляет 2,7 млн.). Перед предприятиями, ведущими коммерческую деятельность, стоит цель – максимально использовать корпоративные ресурсы для обеспечения стабильного развития предприятия. Эта цель может быть достигнута в условиях, когда каждое предприятие функционирует в едином информационном пространстве.

Стратегию бизнеса следует формировать на основе оценки как внутренних ресурсов предприятия, так и состояния внешней среды. И об окружающей среде называют внешней информацией. Практика показала, что доля внешней И в общем объеме данных составляет 85-95% в зависимости от специфики фирмы. Внешняя И в едином мировом пространстве образует мировые информационные ресурсы.

В соответствии с российским законом от 20 фев. 1995 года №24ПЗ «Об информации, информатизации и защите информации»»
, под информационными ресурсами понимается И, зафиксированная на материальном носителе и хранящаяся в информационной системе (библиотеки, архивы, фонды, БД и т.д.)

Мировые информационные ресурсы формируются и поддерживаются информационными агентствами, центрами и корпорациями. В настоящее время в мире насчитывается свыше 3500 тысяч крупных и средних информационных агентств. Они ведут около 10 тысяч баз данных деловой информации и их объем за последние 10 лет вырос более чем в 10 раз.

Характерными чертами мирового рынка информационных услуг являются:

1. взаимоотношения потребителя с мировым рынком деловой информации строятся на том, что информационные агентства отслеживают состояния внешней среды, а потребители по запросам получают ту информацию, которая в данный момент им необходима для планирования и управления

2. информационные агентства предоставляют потребителям доступ к информации в режиме непосредственного взаимодействия, а также на магнитных носителях, печатных издательствах и т.д.

3. с помощью мировых информационных сетей потребитель имеет возможность доступа к любым фрагментам мировых информационных ресурсов

4. основной объем деловой И предоставляется потребителям на коммерческой основе

Что должен знать потребитель о мировом рынке инф. услуг.:

1. где взять необходимую И

2. какова ее цена

3. какие технологии доступа к И целесообразно использовать

4. как оценить полученную И и как ее использовать для решения конкретных задач

Возможность непосредственного доступа к базам данным связана с необходимостью иметь компьютер, удовлетворяющий определенным: телефонный канал, модем или прямой канал связи с Интернетом.

Для западного предпринимателя, который вырос в условиях рынка, в том числе развитого рынка информационных услуг использование современных инф. технологий в бизнесе является естественным. Российская же система подготовки экономистов встретила переход к рыночным отношениям с нулевым багажом.

Главная страница
Основные понятия